В прошлом году в области велась активная работа над обеспечением прозрачности торговли, защитой прав граждан и контролем за ценами на социально значимые товары. За год поступило 730 обращений от потребителей, из которых 83% были удовлетворены, а гражданам возвращено 65 млн тенге. Об этом на брифинге рассказал замруководителя облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Самат Сайдалин, передает Региональная служба коммуникаций.

За прошедший год в департамент поступило 730 обращений от граждан, что на 7% больше, чем в 2023 году. Это свидетельствует о росте осведомленности потребителей и их стремлении защищать свои права. 71% жалоб касались розничной торговли, особенно отказов в возврате или обмене товаров. 12% обращений связаны с проблемами в сфере ЖКХ, а 10% – с туристическими, образовательными и медицинскими услугами. Электронная коммерция также вызывает вопросы у потребителей: 7% обращений касались несоответствия товаров описанию, отсутствия данных о продавцах и трудностей с возвратом денег.

“Важным показателем эффективности работы департамента стало то, что 83% обращений были удовлетворены в пользу потребителей. В результате гражданам возвращены средства на сумму 65 миллионов тенге. Это демонстрирует результативность системы защиты прав потребителей и растущую ответственность предпринимателей перед клиентами”, — рассказал замруководителя облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Самат Сайдалин.

Департамент уделяет особое внимание борьбе с необоснованным ростом цен на социально значимые продовольственные товары. В 2024 году проведена масштабная работа по выявлению посреднических схем, а также мониторинг торговых надбавок. В результате анализа электронных счетов-фактур и проведения проверок выявлено 367 нарушений. Основные нарушения касались превышения 15% торговой надбавки на социально значимые продукты. Для предотвращения подобных нарушений Департамент активно проводит разъяснительную работу с бизнесом.

Большое внимание уделяется качеству товаров. В рамках проекта «Сапалы Өнім» проведено исследование 53 видов импортной продукции, из которых 23 не соответствовали санитарным требованиям. На нарушителей наложены штрафы.

“В этом году планируется проведение социологического опроса среди населения, который поможет выявить основные проблемы потребителей. Также ведется работа над новыми законопроектами, направленными на ужесточение санкций для недобросовестных предпринимателей, расширение полномочий общественных организаций и контроль за электронной коммерцией”, — отметил спикер.

С 1 апреля 2025 года вступят в силу изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях, согласно которым за превышение 15% торговой надбавки будут применяться штрафы вместо предупреждений. В зависимости от уровня предпринимательства сумма штрафа составит от 19 660 тенге для малого бизнеса до 589 800 тенге для крупного предпринимательства. За повторные нарушения штрафные санкции увеличиваются. Эти меры призваны предотвратить необоснованный рост цен на товары первой необходимости.