Председатель Ассоциации развития атомной индустрии Алдияр Токтаров в интервью NUR.KZ рассказал о том, что в дискуссиях об атомной отрасли нельзя сравнивать ядерное оружие и атомную электростанцию.
Ассоциация развития атомной индустрии создана для экспертного сопровождения проектов атомной отрасли. Ее председатель Алдияр Токтаров считает, что через печальный опыт Семипалатинского полигона Казахстан получил атомную отрасль. «Как выглядела энергетика всю историю нашей цивилизации – ты поджигаешь уголь, нефть или газ – и у тебя работает печь или домна. Прикрути к печке котел и паровую турбину – вода испаряется и крутит турбину электрогенератора. Не умаляю заслуг инженеров, придумавших и обеспечивающих работу этих технологий – просто говорю о том, что здесь все понятно и видно невооруженным глазом, — рассказал Токтаров. — Приручение атома и скрытой внутри него силы – это чистый продукт человеческой фантазии. Я сам до сих пор поражаюсь, как можно было додуматься, что, если стрельнуть одной маленькой частицей в частицу побольше, она разделится на еще частицы, которые так же полетят в другие частицы – принцип цепной реакции сейчас понимают многие. Но на заре 20-го века эта концепция взорвала умы сначала научного сообщества, а потом и всего мира».
Как считает эксперт, эту технологию приметили военные, которые и обеспечили приручение энергии атома – сначала в целях устрашения и разрушения, а потом и для мирных целей. Через мобилизацию военных ресурсов произошло распространение полезных для гражданского населения технологий. «Так, через Семипалатинский испытательный полигон мы получили атомную отрасль в Казахстане. В то же время, когда началась история полигона, тогда и зародилась современная урановая отрасль Казахстана. Сначала в 1948 году запустили Волковскую геологоразведочная экспедицию для поиска урановых руд в Казахстане, которая и сейчас занимается этими задачами – как АО «Волковгеология» в составе «Казатомпрома». В 1949 году был образован Ульбинский металлургический завод –предприятие обеспечивало всю ядерную программу Советского союза, а сейчас – основа технологического превосходства «Казатомпрома». Не было бы их – не было бы Казахстана на первом месте по добыче урана, не было бы 20 тыс. рабочих мест и миллиардов долларов экспортной выручки», — отметил эксперт. По словам Алдияра Токтарова, трагедия, на плечах которой стояло становление ядерного оружия в СССР, принесла возможности, которые современному поколению Казахстана просто преступно не использовать на полную. «Высказывая свою гордость о том, что Казахстан первый в мире по добыче урана, рассказывая о достижениях нашей науки и промышленности, стоит иногда вспоминать и о цене, которую мы уже заплатили, чтобы у нас это все было, — отметил Алдияр Токтаров. — Мы получили атомную отрасль через эту трагедию, но ядерное оружие и ядерное топливо, атомная электростанция – это не одно и то же. Да, основа одна, но между ними разница, как между саблей и ложкой – обе вещи сделаны из металла, но одна создана и заточена, чтобы убивать, другая – чтобы есть самому и кормить своих детей».
Как отметил председатель Ассоциации развития атомной индустрии, во всем мире энергия атома давно служит инструментом развития общества. «Воспитанные на научно-популярных комиксах гики стали учеными, изобретателями и основателями IT-компаний с миллиардными состояниями. Да и я сам, как и многие мои ровесники, мечтал, чтобы меня укусил радиоактивный паук. Годзиллу – древнего монстра, разбуженного испытаниями ядерного оружия, победили Мехагодзиллой — творением человеческих рук. Это прямая отсылка к тому, как человек может обуздать, казалось бы, неконтролируемую силу, повлияла на превращение Японии в синоним технологического превосходства. В Китае недавно провели тур по атомным электростанциям для писателей-фантастов, ожидая всплеска интереса к научпопу среди подрастающего поколения. Мы много говорим о развитии технологий в Казахстане и своих настоящих бизнес-лидерах. Надо на чем-то их взращивать и давать топливо для их подпитки», — подытожил эксперт.